воспитание детей

Теория Привязанности

Гигиена Психики. Теория привязанности к матери

Одним из центральных понятий теории привязанности являются "Внутренняя рабочая модель человека", которая берёт свое начало сразу после рождения.

В процессе взаимодействия с другими людьми и с миром индивид конструирует рабочие модели важнейших аспектов этого мира, с помощью которых он воспринимает и интерпретирует разные события.

Рабочую модель можно назвать глубинной структурой самосознания или отношением, хотя связь этой модели с сознанием весьма неоднозначна: сама она не осознается индивидом, но сквозь нее он воспринимает и осознает себя и окружающий мир.

С возрастом рабочие модели становятся все более привычными, устойчивыми и практически не поддаются сознательному контролю. Только в тех случаях, когда эта модель явно противоречит реальности, возможно ее изменение.

Проще говоря мы представляем из себя то, какая рабочая модель у нас сформировалась в раннем детстве.

"Типы привязанности"

Важным понятием для характеристики рабочей модели и привязанности в целом, является понятие качества привязанности.
В основе этой характеристики лежит безопасность (или небезопасность), которую обеспечивает (или не обеспечивает) объект привязанности (мать).

Например если мать с ребёнком зашли в помещение, где есть люди. Матери нужно было отойти на некоторое время, она усаживает ребёнка на стул и уходит. И как ребёнок будет себя вести, как реагировать на появление матери, такой тип привязанности формируется у него.

Дети группы “В” огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении - “безопасная привязанность”.

Дети группы “А” обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью и игнорируют и даже избегают ее при встрече -“избегающая, небезопасная привязанность”.

Дети группы “С” дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и “взяли на ручки” - “амбивалентная небезопасная привязанность” или “тревожно-амбивалентная привязанность” 

Были выделены "базовые качества матери", способствующие возникновению безопасной привязанности (Криттенден, 2002)

• эмоциональное принятие ребенка и способность его выражать в реальном общении и взаимодействии;
• чувствительность, сенситивность к поведению ребенка; способность выделять те особенности его поведения, которые сигнализируют о его потребностях, нуждах и желаниях;
• понимание состояния ребенка и причин этого состояния, адекватный когнитивный образ ребенка;
• отзывчивость матери как умение адекватно реагировать на состояние и нужды ребенка;
• постоянство, последовательность и непротиворечивость поведения матери, обеспечивающие ребенку возможность ориентироваться в поведении матери и адекватно отвечать на него;
• высокий уровень субъектности общения.

В зависимости какая привязанность сформировалась у человека с детства, так он и будет осуществлять взаимодействие с миром. Тип привязанности напрямую влияет на риск появления психосоматических заболеваний.

Возможные сложности в будущем:

  • складывается установка: «Мир опасен!», «Никому нельзя доверять!»;
  • возникает страх потери близкого, что ведет к риску построения зависимых и созависимых отношений во взрослой жизни, часто с патологической ревностью и преследованиями объекта любви;
  • формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе, комплекс неполноценности;
  • проявляется отсутствие любопытства, стремления познавать мир, радости от открытий нового.

Избегающая привязанность проявляется в том, что ребенок не протестует, когда мама покидает его. Он может этого даже не заметить, занимаясь своими делами. При возвращении матери он отворачивается, не смотрит на нее и уходит.

Не бойтесь быть отвергнутыми

типы привязанности к матери

Стиль привязанности определяет успешность использования социальной поддержки как буфера при воздействии стресса.
Надежная привязанность ассоциируется с наибольшей готовностью искать социальную поддержку в ситуации стресса.
Избегающая привязанность связана с потребностью в межличностной дистанции и опорой на собственные ресурсы.
Тревожная привязанность может быть связана с меньшим поиском социальной поддержки в силу страха быть отвергнутым.

Более тревожно привязанные люди могут выиграть психологически при получении социальной поддержки, преимущества социальной поддержки могут не распространяться на последствия для здоровья, поскольку эти последствия определяются на уровне физиологии.

Вслед за стрессом более тревожные люди демонстрировали большую реактивность кортизола и более медленное восстановление его уровня, независимо от того, был ли их воспринятый уровень социальной поддержки низким или высоким.

Контакты:

8-927-712-17-10
г. Самара, ул. Алексея Толстого, Ленинградский спуск набережной реки Волги 


Режим работы: ежедневно с 11:00 до 20:00 
по предварительной записи

e-mail: [email protected]

запишись к психологу

Напишите нам в любой из мессенджеров или заполните форму на сайте.   Мы с вами обязательно свяжемся и подберём удобное для вас время.

напишите в вайбер

Корзина