отношения детей в семье


Какая-то разница между людьми в зависимости от того, какими по счету они родились в семье? Если мы вспомним сказки, то первым на ум нам, скорее всего, придёт отрывок из «Конька-Горбунка» П.П. Ершова (1834), который писал: 

За горами, за лесами,
За широкими морями, 
Против неба – на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак. 

Значит ли это, что младший ребенок в семье – самый глупый? А помните ли вы саму сказку? Как в ней развивались события? Можно ли сказать, что главный герой не отличался умом? Одним из объяснений того, почему Ивана называют дураком, является тот факт, что будучи младшим, он не получит от отца наследства, и остается «в дураках».

Выделяя такие характеристики героев, автор дает понять, что дети между собой отличаются. На это же мы можем обратить внимание в «Аленьком цветочке»: «Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчуга, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны-по той причине, что он был вдовец, и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее». 

В традиционном обществе на Руси были особые правила и роли старших и младших детей в семье, которые, в частности, определяли их отношения друг с другом. Порядок рождения, место среди братьев и сестер в семье во многом определяют личностные особенности человека (и во взрослом возрасте тоже!). Старших детей принято считать очень ответственными, сознательными, часто с родительскими функциями. Они нередко идут по пути, который хотели бы для них родители, например, осваивают какую-то конкретную профессию или же являются продолжателями семейного деда. 

Младшие обычно более беззаботные и «ребячливые», чаще становятся изобретателями и т.д. У них есть ощущения, что они могут достичь многого. Иногда, впрочем, им бывает важно доказать окружающим, что они способны на любые свершения, могут затратить очень много сил для достижения поставленных целей. Так бывает, когда, например, к ребенку в семье очень долго относились как к «малышу», и ему закономерно хочется показать, что он ничем не уступает старшим. Но все же позиция младшего, скорее, ведомая, нежели лидерская. Он ожидает, что окружающие будут помогать и поддерживать. 

Среднему ребенку часто приходится искать свою нишу, чтобы показать себя «другим», отличающимся от старших и младших. Считается, что средние дети оказываются очень общительными людьми, у которых много друзей и интересов вне семьи. В таком коллективе они взрослеют и развиваются (например, в спортивной секции или в компании соседей-ровесников, или в турклубе и т.д.). 

Для близнецов же самая большая сложность – в развитии собственной идентичности, в этом они могут доходить до экстрима. 

Единственный ребенок может сочетать в себе серьезность старшего и ощущение особенности младшего. Он в большей степени ориентирован на взрослых. Близкие связи устанавливаются с родителями, труднее всего с друзьями и супругами.

Замечали ли вы когда-нибудь такие особенности в своей жизни? Может быть, такие примеры есть среди членов вашей семьи?

Как стоит вести себя родителям для того, чтобы помочь своим детям жить в мире и помогать друг другу? Какие самые важные принципы должны соблюдаться? 

1. Родителям важно показать каждому ребенку, что он любим так же сильно, как и все остальные. Давайте вспомним сюжеты, в которых родители относились к детям по-разному. Например, такое часто встречается в сказках, в «Золушке». Там, правда, речь идет о мачехе, но часто бывает так, что и по отношению к своим кровным детям родители проявляют разное отношение. Как вы думаете, к чему это может приводить? Исследования показали, что детям не так важно, чтобы родители относились к ним вообще одинаково (да этот и невозможно), но чтобы они относились к ним в равной степени – справедливо. Что это значит? Например, если все провинились, то наказаны тоже будут все в равной степени. Конечно, помимо справедливости важно, чтобы родители относились к детям с равной любовью и теплотой. Бывает, что кто-то из детей в более тесной связи с отцом, а другой – с матерью. Если у каждого есть «свой» близкий взрослый, такая ситуация тоже нормальна.

2. Родителям важно показывать детям, как решать конфликты. Но при этом помнить о том, что степень вмешательства должна зависеть, в первую очередь, от возраста детей. Так, если ругаются или дерутся дошкольники, вмешательство родителя может им помочь. Но если речь идет о подростках, стоит дать им возможность выяснить отношения самостоятельно. В конце концов, именно в отношениях с братьями и сестрами мы в первую очередь учимся строить так называемые «горизонтальные» отношения, т.е. отношения с людьми, примерно соответствующими нам по возрасту, статусу, занятиям. Учиться находить выход из конфликтов – часть этого. Есть ли у кого-то из вас брат или сестра, близкие вам по возрасту? Можете вспомнить какую-то ситуацию, в которой изначально был конфликт, но потом вы смогли сами (без помощи взрослых или с небольшой помощью) решить его?

Как можно помочь детям стать ближе? Есть несколько способов и главный из них – создать ситуации, в которых дети могли бы с удовольствием и/или с пользой проводить вместе время.

  1. Если дети играют друг с другом мирно, родителям в этот момент вмешиваться не стоит, а, напротив, постараться продлить эту игру и предоставить детям для нее все необходимое. 
  2. Если дети любят разное, родитель может попробовать организовать такую игру, которая была бы интересна обоим. Если сестра любит играть в магазин, а брат во все, что связано с космосом, можно поиграть в магазин на луне.
  3. Отлично, если дети могут вместе делать что-то полезное, например ухаживать за домашним животным. Если речь идет о небольших животных, будет хорошо (для уменьшения конкуренции) завести каждому из детей по такому животному, например крысе или хомячку.
  4. Дети лучше ладят в семьях, где они (может быть, и вместе с родителями) могут петь, танцевать, обниматься, играть в подвижные игры и т.д. друг с другом. За этим стоит определенное биологическое объяснение: выработка специального гормона, называемого окситоцином или «гормоном счастья». Он отвечает за укрепление связей в отношениях между людьми и вырабатывается в таких ситуациях активного взаимодействия.
  5.  Родителям стоит чаще давать своим детям задания, которые они могут выполнить сообща как команда (вместо того, чтобы ставить их друг другу в пример, от этого отношения только ухудшатся). Например, мама может пообещать братьям, что если они вместе, помогая друг другу, смогут быть готовыми к выходу из дома ровно к 8 утра, то у них хватит времени пойти в школу длинной дорогой и посмотреть еще раз на экскаваторы на стройплощадке (многие мальчишки в детстве любят подолгу наблюдать за разной техникой). Можете еще придумать примеры таких «заданий», в которых дети внутри семьи работали бы как одна команда? 
  6.  Если кто-то обидел другого, надо дать ему возможность исправить ситуацию вместо того, чтобы просто его ругать. Если в ходе потасовки один из братьев получил по носу (и такое бывает), то будет неплохо, если другой потом пойдет за аптечкой и поможет маме наклеить пластырь.
Дети взрослеют.
Важно ли сохранять близкие отношения с братьями и сестрами, будучи взрослыми? 

  1. Браться и сестры – это те люди, на которых можно будет опереться в трудные моменты жизни; даже в самые трагичные, например, когда умирает кто-то из близких, из старших родственников.
  2. Братья и сестры могут прийти на выручку, например, если нужно помочь с детьми; если у них тоже есть дети, кузены и кузины могут проводить вместе время поочередно то у одних, то у других родителей.
  3. Братья и сестры – те, у кого с вами много общих воспоминаний, они прожили много лет с вами вместе, имеют похожий опыт. Как мы помним, именно это одна из важнейших основ дружеских отношений.
  4. Вместе с братьями и сестрами можно поддерживать семейные традиции и создавать новые…

Корзина